Виды глагола в русском языке

Виды глагола в русском языке
Русский глагол - одна из самых простых грамматических тем в русском языке.
Есть только 3 времени - настоящее, прошедшее и будущее. При этом нужно знать только форму инфинитива и спряжение глагола, чтобы правильно образовать формы.
Но нужно знать ещё и вид глагола - Несовершенный или Совершенный.

Так, в русском языке есть два глагола "читать" и "прочитать". На английский язык они переводятся одинаково - to read. Почему же в русском языке два слова?
Всё просто.
Эти глаголы образуют видовую пару - НСВ (несовершенный вид) и СВ (совершенный вид) - и различаются они по значению, а точнее по способу действия.
Например, глагол "читать" обозначает действие, процесс действия, а глагол "прочитать" - завершенность действия, результат.

Посмотрим на примерах:
    Что ты де́лал вчера́ ве́чером? - Вчера́ весь ве́чер я чита́л кни́гу. 
    Что ты де́лаешь? - Сейча́с я чита́ю кни́гу. 
    Что ты бу́дешь де́лать ве́чером? - Ве́чером я бу́ду чита́ть кни́гу. 
В этих примерах глагол "читать" обозначает действие, как процесс, который происходил в прошедшем, настоящем или будущем времени. 

    Что ты де́лала вчера́ ве́чером? - Я прочита́л кни́гу. 
    Что ты бу́дешь де́лать ве́чером? - Я прочита́ю кни́гу и пойду́ гуля́ть. 
В данных примерах глагол "прочитать" обозначает результативность действия в прошлом и будущем времени.


past tense
present tense
future tense
ЧИТАТЬ
чита́л, чита́ла, чита́ли
чита́ю, чита́ешь… чита́ют
бу́ду, бу́дешь… бу́дут чита́ть
ПРОЧИТАТЬ
прочита́л, прочита́ла, прочита́ли
--------
прочита́ю, прочита́ешь…прочита́ют

Обратите внимание, что у глаголов НСВ (несовершенный вид) есть формы настоящего, прошедшего и будущего.
А у глаголов СВ (совершенный вид) есть только формы прошедшего и будущего. 

Несовершенный вид

  • Что ты де́лал вчера́ ве́чером? - Я писа́л статью́. 
 называется только действие в процессе и не важно был результат или нет.
  • Ты до́лго писа́л статью́? - Я писа́л статью́ весь ве́чер. 
 действие длилось какое-то время; словами "весь вечер" подчёркивается процесс действия.
  • В командиро́вке я писа́л статьи́ ка́ждый день. 
 действие повторялось много раз.
  • Я писа́л статью́ и смотре́л Олимпи́йский и́гры. = Когда́ я писа́л статью́, я смотре́л Олимпи́йские и́гры.
 действия "писал статью" и "смотрел Олимпийские игры" происходили одновременно.
  • Я писа́л статью́ пять часо́в.   
 процесс длился определённое время - "пять часов" (сколько времени?).

Совершенный вид

  • Ты написа́л статью́ в журна́л? - Да, я вчера́ написа́л статью́.
 действие завершено, есть результат. При этом действие однократное.
  • Вчера́ я написа́л статью́ и отпра́вил её реда́ктору. = Снача́ла я написа́л статью́, а пото́м отпра́вил её реда́ктору. 
 действие завершено (есть результат), но также действия происходят друг за другом сначала "написал", а потом" отправил".
  • Я написа́л статью́ за пять часо́в. 
 результат был достигнут за определённое время - "за пять часов" (за сколько времени?).

Несколько самых популярных видовых пар:
    ви́деть // уви́деть to see
    говори́ть // сказа́ть to say
    гото́вить // пригото́вить to cook
    гото́вить // подгото́вить to prepare
    гуля́ть // погуля́ть to walk
    дава́ть // дать to give
    дари́ть // подари́ть to present, to give a present
    де́лать // сде́лать to do, to make
    есть // съесть to eat
    е́хать // пое́хать to go (by transport)
    забыва́ть // забы́ть to forget
    зака́нчивать //зако́нчить to finish
    звони́ть // позвони́ть to call
    знать // узна́ть to know
    идти́ // пойти́ to go (on foot)
    изуча́ть // изучи́ть to study
    люби́ть // полюби́ть to love
    писа́ть // написа́ть to write
    пить // вы́пить to drink
    пока́зывать // показа́ть to show
    продолжа́ть // продо́лжить to continue
    проси́ть // попроси́ть to ask to do smth
    рассказывать // рассказать to tell
    рисова́ть // нарисова́ть to draw
    начина́ть // нача́ть to begin, to start
    нра́виться // понра́виться to like
    отправля́ть // отпра́вить to send
    покупа́ть // купи́ть to buy
    получа́ть // получи́ть to receive
    слу́шать // послу́шать to listen
    слы́шать // услы́шать to hear
    смотре́ть // посмотре́ть to look, to watch
    спра́шивать // спроси́ть to ask the question
    учи́ть // вы́учить to learn 
    чита́ть // прочита́ть to read 

Вывод: При выборе значения действия вам следует обратить внимание, что конкретно вы хотите показать собеседнику - процесс или результат.
Стоит отметить, что обычно должен сначала идти процесс и после вы получаете результат. Но это может быть не всегда. Всё зависит от значения глагола.
Так, например, в видовой паре "знать" // "узнать" (to know) сначала вы достигнете результата (получите информацию) и после у вас будет процесс (у вас будет эта информация)  Вчера́ я узна́л (СВ), что в ру́сском языке́ есть 2 ви́да глаго́ла. Тепе́рь я зна́ю (НСВ) э́ту граммати́ческую те́му.

Теперь задания:
1. Напишите формы глаголов в настоящем, прошедшем и будущем времени.
- читать                - обедать
- завтракать         - отдыхать
- слышать            - говорить
- хотеть                - взять
- делать                - увидеть
- любить              - купить

2. Переведите глаголы и употребите их в прошедшем или в будущем времени.
Вчера в театра он (to meet) Анну.
Я (to check) ваш проект, там почти нет ошибок.
Когда он (to arrive)?
Мы (to get) билеты в Большой театр.
К сожалению, я (to forget) ключ.
Кто (to drink) мой кофе? В стакане пусто!
Ой! Я не (to buy) чай!
Вы (to read) эту книгу?

3. Выберите правильный вид глагола.
Вы не (забывали // забыли), что завтра у вас встреча?
Он наконец-то (дарил // подарил) ей кольцо.
Вы уже (получали // получили) визу?
Сколько раз вы уже (покупали // купили) продукты в этом магазине?
Мы (переводили // перевели) эту статью, но так и не (переводили // перевели).
Анна долго (болела // заболела).
Сколько времени вы (отдыхали // отдохнули) на море?
Этот дом (строили // построили) сорок лет.

Источник фото: pexels.com.


👉 English

COMMENTS VIEW